Конституционный Суд РФ проверил конституционность абзаца второго ч. 1 ст. 446 ГПК РФ, а также п. 2 и 3 ст. 213.25 Закона о банкротстве, на основании которых в рамках дела о банкротстве гражданина решается вопрос об исключении из конкурсной массы некоторых видов имущества, в том числе тех, на которые в соответствии с гражданским процессуальным законодательством не может быть обращено взыскание (Постановление Конституционного Суда РФ от 4 июня 2024 г. № 28-П).
Руководствуясь указанными нормами, суды исключили из конкурсной массы денежные средства, оставшиеся после реализации единственного жилого помещения должника и погашения требований залогового кредитора. Суды исходили из того, что хотя сама квартира и не подпадает под действие исполнительского иммунитета (заложена по договору об ипотеке в обеспечение кредитных обязательств), оставшаяся от ее продажи выручка должна быть направлена на приобретение должником нового пригодного для проживания жилья.
Полагая, что такое решение нарушает права незалоговых кредиторов, один из них (коллекторское агентство) обратился с жалобой в КС РФ.
По результатам рассмотрения дела КС РФ признал оспариваемые нормы не соответствующими Конституции РФ, поскольку они, с одной стороны, не исключают распространение исполнительского иммунитета на денежную сумму, оставшуюся после реализации единственного жилья должника и расчетов с залоговым кредитором, однако при этом не обеспечивают определенности в том, что касается условий применения такого иммунитета. Законодателю поручено устранить данный пробел.
В период до принятия соответствующих поправок этот вопрос решается следующим образом:
— суды по заявлению должника исключают указанную сумму из конкурсной массы как защищенную исполнительским иммунитетом;
— размер исключаемой суммы может быть уменьшен, если он явно превышает уровень, достаточный для удовлетворения разумной потребности должника и членов его семьи в жилье;
— в удовлетворении заявления должника может быть отказано полностью или в части в связи с его недобросовестным поведением;
— до направления выручки от продажи жилого помещения на погашение требований залогового кредитора не подлежит выделению часть средств, приходящаяся на долю супруга (бывшего супруга) должника
— в тех случаях, когда жилое помещение принадлежало супругам на праве общей совместной собственности и его ипотекой обеспечивалось исполнение по общим обязательствам.
Источник: ГАРАНТ