• Рубрика записи:Инфоцентр

Майская погода в столичном регионе удручает, и у работающих граждан вся надежда на летний отпуск, который возможно провести в более теплых регионах.

А как быть тем, кто вынужден оставаться в столице и работать все лето в раскаленном городе?

На помощь такой категории работников пришли депутаты Ищенко А.А., Сухарев И.К., Сысоев В.В., которые внесли в Государственную Думу законопроект №1101414-6 «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Главная мысль данного законопроекта заключается в том, что в летнее время продолжительность рабочей недели не должна превышать 35 часов (а для несовершеннолетних и инвалидов и того меньше), при этом продолжительность перерыва для отдыха и питания должна составлять не менее двух часов.

Действующая редакция статьи 108 ТК РФ устанавливает, что «в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут».

Группа инициативных депутатов необходимость подобных изменений обосновала тем, что жарким летом человеческий организм подвергается большим нагрузкам и большей утомляемости, после приема пищи происходит отток крови от нервной системы к системе пищеварительной, что вызывает сонливость и уменьшает работоспособность, а значит организму требуется больше времени для восстановления своих сил и возвращения к полноценной работе. В этой связи, как считают депутаты, увеличение продолжительности дневного отдыха призвано снизить нагрузки на организм во время жары, а также восполнить силы работающего населения страны.

Казалось бы, трудно не согласиться с народными избранниками, тем более, что, по их мнению, принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета, однако данный законопроект, как ни странно, получил негативные отзывы как Правительства РФ, так и профильного Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов.

Правительство РФ в официальном отзыве на законопроект указало, что данные правоотношения урегулированы подзаконными актами – в частности СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. «Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 1 октября 1996 г. № 21, которыми в целях защиты работающих от возможного перегревания или охлаждения при температуре воздуха на рабочих местах в производственных помещениях выше или ниже допустимых величин предусматривается ограничение времени пребывания на рабочих местах (непрерывно или суммарно за рабочую смену). Ссылаясь на действующие нормы ст.ст. 91 и 108 ТК РФ, Правительство РФ пришло к выводу, что обеспечение надлежащих условий труда путем сокращения рабочего времени, установления дополнительных перерывов в работе, обеспечения отдельной комнатой отдыха является прямой обязанностью работодателя, закрепленной в законодательстве Российской Федерации, и в дополнительном регулировании не нуждается.

Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, развивая доводы Правительства РФ, ссылаясь на положения 22 и 212 ТК РФ, а также нормы ст. 25 и 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», также пришел к выводу о том, что работодатель и так обязан поддерживать условия труда соответствующие санитарным нормам и правилам, которые не позволят работникам «перерабатывать» в жару, а также осуществлять производственный контроль за соблюдением вышеуказанных правил.

Как справедливо указано в заключении профильного комитета, с 1 января 2017 года вступили в силу СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 № 81, согласно которым показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма, а работодатель обязан ограничить время пребывания работников на рабочих местах, если температура воздуха на них выше или ниже допустимых величин. При этом нормативы, установленные данным СанПин, местами устанавливают меньшее количество часов рабочего времени, нежели ограничения, предложенные законопроектом №1101414-6.

«Забивая последние гвозди» в законопроект, профильный комитет указал, что термин «летнее время года» не используется в ТК РФ, а с учетом протяженности нашей необъятной Родины, в различных субъектах Российской Федерации «летнее время года» может трактоваться по-разному исходя из температурного режима в данном субъекте, кроме того предлагаемое изменение продолжительности рабочего времени может повлечь дополнительную финансовую нагрузку на работодателей, а также привести к выпадающим доходам бюджетов всех уровней, а экономических обоснований предлагаемого изменения авторами не приводится.

При таких отзывах, законопроект будет с высокой вероятностью отклонен.

Так что, работать нам по-старому, господа, — 40 часов в неделю минимум и ждать, что работодатель обратит внимание на термометр за окном.

Партнёр Legal-choice Д.С. Гриневич