Как долго позволено тянуть с разделом общего имущества после развода — сразу бежать в суд или можно не торопиться? На этот далеко не праздный для многих вопрос ответил Верховный суд РФ, изучив материалы спора бывших супругов.
Мужчина потребовал раздела совместно нажитого имущества спустя четыре года после расторжения брака. Но местные суды гражданину отказали в иске и сослались на истечение срока давности. Верховный суд объяснил, в чем они ошиблись.
А теперь расскажем важные детали этого гражданского дела. Супружеская пара развелась, а вот делить имущество сразу в суде не стала. Но спустя четыре года бывший супруг обратился в суд. Он хотел получить от бывшей жены 2,4 миллиона рублей компенсации за половину их квартиры.
Спор слушал Прикубанский районный суд Краснодара и отказал ему. А чуть позже и Краснодарский краевой суд подтвердил это решение. Первая и апелляционная инстанции сошлись во мнении, что мужчина пропустил трехлетний срок исковой давности. Пришлось гражданину идти дальше и выше. И он правильно сделал — Верховный суд посчитал иначе, чем местные суды. Вот как рассуждал Верховный суд. Его Судебная коллегия по гражданским делам сослалась на Постановление Пленума ВС (N 15 от 5 ноября 1998 года) «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
В этом документе сказано следующее — трехлетний срок исковой давности при разделе имущества следует считать не со времени прекращения брака, а со дня, когда один из супругов «узнал или должен был узнать» о нарушении своего права. Бывший муж на суде объяснял, почему долго не обращался в суд с требованием о разделе имущества — потому что в этом не было необходимости. Но спустя больше трех лет после развода он узнал о том, что его право нарушено: жена стала распоряжаться его долей в квартире — заложила ее в банке. То есть и свою, и не свою половину. Поэтому и поспешил в суд. ВС обратил внимание, что районный суд не выяснил, когда были нарушены права бывшего мужа по делу, а Краснодарский краевой суд ознакомился с доводом мужчины о нарушенном праве, но признал его несостоятельным и не объяснил причин. «Заблуждение — если подождать три года с развода, то имущество достанется тому, на кого записано».
В итоге Судебная коллегия по гражданским делам назвала вывод местных судебных инстанций о пропуске гражданином срока исковой давности преждевременным и отправила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Источник: Недвижимость и закон